?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Интересно №141

Интересно, много ли людей я напугала вчера своим встрепанным видом, трясущимися руками и скачущей речью? Будем надеяться, что одну salty ddog :-))) Просто я как обычно опоздала. Кажется, безумнее меня в тот день выглядел только Гамлет.  Но как бы то ни было удержаться я не смогла и накатала что-то длинное и сумбурное.

Безумный день или  небедный Гамлет.

Ильхомовский «Гамлет» оказался в моем личном списке среди постановок, вызвавших чувство недоумения. Однако это не тот случай, когда колебания возникают от невозможности определить понравился  ли спектакль, перевесили ли плюсы минусы. Здесь возникает скорее чувство растерянности, что все пошло не так, как ты себе представляла, а у шекспировских  героев оказались совсем иные лица. И если иногда видение режиссера беспрепятственно ломает твои стереотипы, то в тот вечер собственное видение осталось на месте, внося диссонанс в  восприятие.

 

Первой   мыслью, которая возникает и периодически возвращается на протяжении всего спектакля, оказывается: «Боже, они все безумны!» Перед глазами свадебный пир Гертруды и Клавдия : это беснующаяся, хохочущая толпа, жадно выхватывающая подачки из рук короля-самозванца. Вульгарная, потерявшая голову королева (Марина Турпищева) в кричащем красном платье с радостным оскалом на лице, без конца хихикающий король (Борис Гафуров) с маслеными глазками и потными ладошками, которые он разве что не потирает довольно, вспоминая об удачном отравлении брата. По всему (чуть сгорбленным плечам, угодливому наклону головы, крысиной улыбке) видно,  что этот человек не привык властвовать, он только привыкает, сам еще не веря, что вскарабкался на высшую ступень.  И за всем этим хаосом с высоты (свысока?) смотрит Гамлет, принц Датский (Антон Пахомов). Просто стоит, и смотрит, но так мрачно и зловеще, что пугаешься не грозящей затоптать тебя  толпы, а неподвижной фигуры сверху.
Гамлет в постановке зол, зол каждой клеточкой тела, каждым движением души. С самого начала в нем не видно ни скорби, ни грусти, ни боли, ни колебаний. Словно в душе принца клубятся демоны, раздирая его изнутри, не оставляя места для других чувств.  И это отталкивает, хочется отвернуться и не видеть, не знать, что в человеке может скопиться столько ненависти ко всему миру. Невозможно сочувствовать, сопереживать  герою,  который сам на эти чувства  не способен.  Кажется, что притворное  безумство принца, постановка «Мышеловки» для уличения Клавдия- не более, чем необходимая формальность, просто потому, что так написал Шекспир (и спорить со стариком никто не решается). Этот Гамлет не ведает сомнений, да и по сути ему все равно, за что ненавидеть отчима, мать, всю Данию: за двуличие, кровосмешение или убийство законного государя.  По логике  Гамлет Пахомова должен был просто взять первый подвернувшийся меч/кинжал/метлу и отправиться убивать всех подряд. Просто потому, что ненавидит.  И уверения на могиле Офелии, что он ее любил сильнее сорока тысяч братьев   звучат жестко, грубо, неубедительно. Этот Гамлет не любил никого.
Офелия (Алина Цимерман) с виду похожа на ту, классическую, навеянную шекспировскими страницами. Она воздушна, чиста,  беззащитна, убедительно сходит с ума и…сводит с ума пытающихся разглядеть что-то за ее внешней оболочкой.  Потому как внутри ничего не видно- ни света, ни мрака, вообще ничего. В диалоге с безумцем-принцем  нет ни одного  искреннего, идущего из глубин любящего сердца слова- каждую реплику ей диктует отец. Офелия- словно марионетка, которой все равно, чьи руки дергают за ниточки и перед кем разыгрывают представление. Хотя этот Гамлет и не нуждается в любви. Так что тут герои стоят друг друга.
Лучшими, наиболее яркими  оказались сцены с участием  Гильденстерна и Розенкранца (Владимир Юдин и Павел Лукашенко). Два парня в черных  одеждах  словно привыкли сливаться с толпой, делаться незаметными.  Вот они моментально вскакивают с места при виде короля, раболепно подносят тому поднос с кубками, а Гафуров с издевательскими глазами и премерзкой улыбочкой… пинает его ногой, заставляя посуду разлететься в разные стороны. И так раз пять. Друзья Гамлета каждый раз  угодливо и торопливо восстанавливают порядок, не выказывая недовольства, только всепоглощающее желание услужить, рассыпаться в пыль перед венценосной особой.  Однако в определенный момент ты понимаешь, что Клавдий не только (а может не столько) развлекается и наслаждается покорностью, но и проверяет, как далеко  сможет зайти в игре в короля, как много ему позволят окружающие. Он словно аккуратно  нашаривает ногой ту черту, за которую преступать нельзя (он же пока не знает, что этой черты нет).  В этой сцене Гильденстерн и Розенкранц чеканят каждое слово на военный манер, словно подчеркивая   полную готовность не рассуждать, а выполнять приказы.
Но настоящая сущность пары  раскрывается перед зрителем в момент встречи друзей- сокурсников с принцем.  Две черные тени плавно перетекают из одной позиции в другую,  подставляя кинжалы к горлу  стоящих вокруг безмолвных, беззащитных фигур. И тут ты понимаешь: это не привычные  блюдолизы, не угодливые придворные, а настоящие убийцы- холодные и безжалостные, которые за беззаботным смехом и смиренным поклоном всегда прячут клинок. И надо быть осторожным, ох, каким осторожным, в общении с ними.  Не зря, когда приятели угодливо распахивают перед Гамлетом двери, он в ужасе отшатывается от черных проемов.  Понимает, что такие люди со сладкой улыбкой подложат ядовитую змею в постель и цианистый калий в утренний кофе. Так что непонятно, куда заведет открытая ими дверь.
Удивил Горацио, друг Гамлета (Ольга Володина). Кажется, что враждебный мир тянет краски из персонажа, лишает его жизненных  сил. Он бледной, унылой тенью ходит по сцене, наигрывая что-то на флейте. На той самой флейте, размахивая которой принц Датский кричал Гильденстерну: «Играть на мне нельзя!»  Выходит можно? Горацио играет роль подсказчика, внутреннего голоса, совести принца. Он может нашептать ему оправдание, а может сделать попытку не дать преступить черту. Только вот, к сожалению, последнее не получается.   Люди играют для безумного принца все меньшую и меньшую роль. Он без зазрения совести отправляет на смерть Розенкранца с Гильденстерном и рассказывает об этом другу с какой-то лихорадочной поспешностью, перепрыгивая с темы на тему.  Гамлет не впускает даже тени раскаяния в душу и не дает это сделать  Горацио. Тому остается смириться и играть по предложенным правилам, отбросив небрежно в сторону   память об убитых.
Монолога «быть или не быть» как такового нет. Его разодрали по клочкам  придворные,  каждый отхватил себе по реплике, которую и произнес. Зато неожиданно выдвинулась и зацепила глаз (вернее ухо) молитва Клавдия. Знаете, в иные моменты, глядя на короля-братоубийцу (на устремленный в никуда взгляд, неподвижную позу), понимаешь: мерзавцы тоже устают творить зло. Маленький человечек решился на преступление, не подозревая, что с Богом не договориться, грех не отмолить. Не знал он, что  одним убийством дело не закончится,   все так осложнится,   придется убивать и совершать подлости дальше. 
Нормальным  в этой череде безумцев, льстецов и властолюбцев оказывается только Лаэрт (Фарух Халджигитов).  Он не отравлен ненавистью к  миру, не жаждет славы денег, положения (может и жаждет, только как-то незаметно для меня). Мотивы его поступков просты и понятны: он хочет отомстить виновнику за смерть отца и сестры. В Лаэрте нет ни наигранного благородства (учитывая яд на клинке, какое там благородство), ни вопиющей подлости (из-за угла не выскакивал, кирпичом соперника по голове не бил). Логичный человек в нелогичной ситуации. Так что в финальной сцене   мои симпатии были всецело  на стороне сына Полония (хотя я знала, что все умрут, а я буду жить вечно). А сама финальная сцена… что тут говорить- это надо видеть!!! 

 


 

 

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
salty_ddog
Sep. 21st, 2009 02:57 pm (UTC)
Как хорошо написано. Браво.
Мы во многом пересекаемся, мне эта постановка однозначно не нравится. Это неправильный Гамлет.
Если будет время, завтра попробую написать и разложить по полочкам свои впечатления.

Кстати, ты выглядела вполне нормально :)
rozovoe_oblako
Sep. 21st, 2009 03:06 pm (UTC)
Если честно, думала, что увижу твою рецензию уже сегодня. :-) Жаль, что не удалось ничего толком обсудить, т к сразу после спектакля мы с подругой рванули к метро. Так что буду ждать твоего мнения.
Кстати, тебе еще Карамелла просила передать привет, а я замоталась и позорно забыла. Так что: "Привет тебе от Карамеллы!!!" :-)))
Выглядела нормально? Топор из сумки не торчал? Деревянная нога о пол не стучала? Уффф... слава богу! :-)))
wolfshade_dimka
Sep. 21st, 2009 03:58 pm (UTC)
мда. Вероятно я на него так и не пойду. Я лучше достану с полки другого Гамлета, перенесённого в Нью-Йорк наших дней. Мне она нравится чисто из-за актёров, чисто из-за того, что на те кадры умело сделан любителями клип на песню Dream Theater - Disappear.
В общем, я как всегда не в тему, ну да ладно ;)
Ты ещё не подумала свой жж переименовать в еженедельный облачный блог?
rozovoe_oblako
Sep. 21st, 2009 04:00 pm (UTC)
Намекаешь, что я сюда наведываюсь лишь раз в неделю? ;-) О, жестокое существо!
На "Гамлета" сходи. Иначе как ты узнаешь, что я была не права в его оценке? ;-)
wolfshade_dimka
Sep. 21st, 2009 04:07 pm (UTC)
хм, дорого идти на то, в чём уже не один человек разочаровался, притом очень аргументированно...
rozovoe_oblako
Sep. 21st, 2009 04:10 pm (UTC)
Да ладно, вроде в сообществе многим понравилось. Тем более я вроде не говорила "фи", я просто заметила, что странно все очень :-) И мое мнение скорее позитивное, чем негативное. Интересные моменты определенно были. Да и костюмы великолепны.
arino
Sep. 21st, 2009 06:07 pm (UTC)
Не посмотрел. Не прочел. Все будет позже..
rozovoe_oblako
Sep. 23rd, 2009 06:26 pm (UTC)
Ага...Позже...Когда обрастешь ревматизмом и внуками. Они и будут читать "Гамлета" любимому дедуле. Я угадала? ;-)
arino
Sep. 23rd, 2009 06:27 pm (UTC)
Позже...
rozovoe_oblako
Sep. 23rd, 2009 06:39 pm (UTC)
Еще позже? Боже, ты меня пугаешь! Неужели "Гамлета" будут читать у твоей могилки, а на надгробном камне выгравируют "Быть или не быть" ? :-)))
arino
Sep. 23rd, 2009 06:43 pm (UTC)
Позже...
rozovoe_oblako
Sep. 23rd, 2009 06:47 pm (UTC)
Гм... Арино, я кажется знаю в чем дело. У тебя сломались все кнопки клавиатуры, кроме "П", "О", "З", "Ж", "Е", ".". Вот и пишешь, что можешь :-))))
arino
Sep. 23rd, 2009 06:58 pm (UTC)
Пежо З
(Deleted comment)
rozovoe_oblako
Sep. 23rd, 2009 06:28 pm (UTC)
Ого! Звучит как признание моих рабочих постов!
Как только упырь опять начнет загораживать солнце- обязательно напишу. :-)))
Боже, как хорощо, что он не подозревает о существовании в мире ЖЖ...
v_tszyu
Oct. 4th, 2009 09:44 pm (UTC)
Хм... В любом случае, интересно....
rozovoe_oblako
Oct. 5th, 2009 08:49 pm (UTC)
Гм... Хотите обсудить? ;-)
v_tszyu
Oct. 6th, 2009 04:27 pm (UTC)
Обсудить? Вряд ли здесь. У вас собственное мнение, основанное непонятно на чем, но, тем не менее, интересное. Не могу не согласиться со злобной мелкостью Гамлета, о чем ему неоднократно говорил. В остальном---------......
(Deleted comment)
v_tszyu
Oct. 6th, 2009 08:11 pm (UTC)
Это закулисные (не для посторонних) разговоры. Дебаты здесь не уместны.
rozovoe_oblako
Oct. 6th, 2009 07:45 pm (UTC)
Непонятно на чем???? Ох, а я думала, что в этом мире меня уже ничего не удивит. Но Вам удалось. Что значит непонятно на чем? А собственные ощущения от просмотра спектакля уже не считаются? Честно-честно, я своими глазами видела постановку, а не писала этот отзыв, основываясь на рассказах и сплетнях очевидцев. :-)))
Мне даже страшно спросить, какими словами ответил вам Гамлет в ответ на заявление о злобной мелкости :-)))
( 19 comments — Leave a comment )